Наука и образование        15 ноября 2017        5728         12

Чтение машиностроительных чертежей. Обозначения и технические требования

 

Всем доброго дня! Я сразу извиняюсь, что так редко пишу посты (буду стараться чаще 😛 ). Но как говорится лучше меньше да лучше. И сегодня поговорим про чтение машиностроительных чертежей , а так же различные обозначения.

Чтение машиностроительных чертежей. Обозначения

Чтение машиностроительных чертежей.


Многие из вас наверное думаю вообще Андрюха (это Я кто не знал 😆 ) умом тронулся и стал читать чертежи, ведь это не книга!?!? Да конечно конструкторские чертежи не книга, а гораздо сложнее и тут необходимо не только знать алфавит но и обладать специальными знаниями инженерного работник. Кстати если кто еще не знает как стать инженером прочтите этот пост.

Я думаю, что инженерам со стажем и даже студентам старших курсов машиностроительных и инженерных специальностей термин чтение чертежей уже знаком не по наслышке. Ладно хватит этой скучной подводки, тем более я постараюсь подать материал как можно проще и интереснее дабы вы не заскучали при прочтении. И так…

Чтение машиностроительных чертежей для начинающих инженеров.

Начинаем читать чертеж, прежде изучив предназначение детали, а именно к какой группе она относится. Это может быть, что угодно например тело вращения (вал) корпусная деталь (картер например) сборочный чертеж узла (редуктор, двигатель и др.). Но сегодня будем рассматривать чертеж типа тело вращения и это вал. Я выбрал эту деталь так как считаю ее наиболее простой как при проектировании так и при изготовлении, особенно это важно учитывать при чтении чертежей начинающими инженерами.

 Основные правила чтения чертежей (порядок).

Пожалуй основное правило это не спеша изучить конструкторскую документацию и по порядку начать впитывать информацию с чертежа которую для нас хотел донести инженер конструктор. Только после этого начинаем собственно говоря читать чертеж.

Читайте еще:  Шпаргалки. Самые лучшие экземпляры. Способы изготовления

Требования к чистоте поверхностей детали.

Обозначение шероховатости на чертеже детали

И так, что мы видим на чертеже этого вала? Именно! Я выделил красным цветом обозначение шероховатости. Ra от 0,8 до 1,6. Единицы измерения данного параметра микрометры (мкр).

Почему я решил первым делом рассмотреть именно этот параметр спросите вы? Это самое первое, что достойно вашего внимания, сейчас объясню почему. От того какая шероховатость обозначена на чертеже зависит какой финишный вид обработки вам необходимо выполнить на рассматриваемой детали. Например если брать итменно этот чертеж, то поверхности где Ra 0,8 и 1,6 мкр необходимо шлифовать или применить токарный станок для твердого точения (после прохождения термообработки или как еще называют ее закалки). Даже наверное Ra 0,8 это скорее всего полирование.

 

Да чуть не забыл в верхнем правом углу чертежа есть обозначение шероховатости Ra 6.3 (v). Это называется неуказанные шероховатости детали на чертеже. Вы наверное подумаете — ну если не указана так нахрена она вообще надо ? Ну ведь согласитесь, что если на чертеже детали проставить шероховатости на каждой поверхности, то это будет не чертеж а сплошные значки шероховатости 🙂 . Ну короче вы поняли 🙂 . Везде где шероховатость поверхности не указана она должна быть не более 6,3 мкр.

Запомните! Всегда начинайте чтение чертежей с определения чиcтоты поверхностей на готовой детали, или проще говоря шероховатости.

 

Обозначение разрезов на чертеже детали.

Чтение машиностроительных чертежей. Обозначения и технические требования

В этом разделе мы коснемся разрезов на чертеже детали. Да да вы не ослышались именно разрезов, тут все на самом деле просто.Ведь чтение машиностроительных чертежей это совокупность анализа разных обозначений и параметров различных технических характеристик. О как завернул :). Конечно изначально можно подумать, что это же не праздничный торт, чтобы его резать), ладно… Собственно мы видим буквы А и Б которые стоят возле вертикальных пробелов (ну если их можно так назвать, например я называю так) над и под стрелочками. Эти пробелы обозначают начальную и конечную точку разреза. Представьте, что вал это палка колбасы и вам нужно сделать два разреза для приготовления бутербродов. Вы берете нож и режете в двух местах А-А и Б-Б . Что то я про колбасу 🙂 наверное уже пора пойти перекусить.

Читайте еще:  Ученые выяснили, что у волков и собак есть чувство справедливости

И вот когда мы сделали два разреза мы сможем увидеть, что находится в внутри (или плоскости сечения) колбасы ТФУУУ…ТЫ  вала конечно :). Не точно пора перекусить.

То что мы увидим в разрезе показано в большой прямоугольной рамке внизу чертежа это виды разрезов А-А и Б-Б. На нашем чертеже это всего лишь два шпоночных паза, ничего интересного и сложного.

Стоит сказать, что это показаны простые разрезы но они есть еще и достаточно сложные с изломанным контуром, иногда изломов может быть несколько, хотя принцип вида и обозначения такой же.

Обозначение выносных элементов на чертежах.

Чтение машиностроительных чертежей

Продолжаем чтение машиностроительных чертежей с изучением обозначений. На данном чертеже мы видим. Да на этой детали есть выточки, которые обозначить на основном виде нет возможности, так как это будет слишком мелко и невидно человеческому глазу. По этой причине инженеры технологи и конструктора придумали эти элементы выносить в отдельную область чертежа. Такие элементы называются просто — выносные элементы. На этот параметр обращать особое внимание не стоит так как в основном это всегда стандартные канавки и выточки (фаски). Будьте внимательны, бывает что такая выноска может показывать оригинальную выточку которая может стать достаточно большой проблемой при изготовлении детали и даже проектирования специального инструмента для получения необходимой геометрии канавки. Ну это уже из другой исторрии 🙂 .

Выносные элементы чертежа не достойны особого внимания, но забывать про них ни в коем случае нельзя

 

Технические требования чертежа.

Да еще обратите внимание на свободное поле на чертеже (справа внизу) там пусто. Ну это просто я такой чертеж неудачный выбрал, уж простите 🙂 . А обычно там располагаются технические требования к детали, а именно:

  • Твердость детали (а иногда и заготовки)
  • Неуказанные предельные отклонения и допуски
  • Требование к не обработанным поверхностям
  • Твердость детали после проведения термообработки
  • Символ » * » которым обычно обозначают размер для справок.
  • Различные особые требования к детали (все, что придет в голову конструктору).

 

Читайте еще:  Точка росы. Что это? Как определить и избежать последствий.

Ну вот пожалуй на сегодня и все. Чтение машиностроительных чертежей, как машиностроительных так и других областей производства наука совсем не сложная и складывается из совокупности знаний которые вы получите после того как закончите соответствующие учебные заведения СУЗы и ВУЗы, а читать чертежи быстро и правильно вы научитесь уже непосредственно когда поработаете на производстве и наберетесь опыта.

Если есть вопросы, или вы хотите и дальше совершенствоваться как инженер, скачайте книгу «Как читать чертежи». Для этого необходимо просто поделиться статьей в социальных сетях. За одно будет мне от вас спасибо! Книга с рисунками и пояснениями читайте на здоровье!

Всем успехов! Нажимайте на кнопочки внизу статьи и это будет вашим спасибо автору, то есть мне :)!

Спасибо за внимание! Пока!

Обсуждение: 12 комментариев
  1. Зоя:

    На первый взгляд чтение чертежей может показаться сложным процессом, но если уделить час времени на изучение обозначений, то в будущем больше проблем не возникнет, тут все элементарно.

    Ответить
    1. Andron1984:

      Зоя! Чтение чертежей на самом деле наука не сложная, но и не простая. В примере который я привел в статье еще много нет))). Но как говорится — дорогу осилит идущий! Лучший способ научится читать чертежи — это опыт и постоянное самообразование.

      Ответить
  2. Сергей:

    Лучший способ понимать чертежи — это научится их чертить. А если серьезно. Публикация, очень емкая, вместила себя пару лекции, а то и больше. На первых порах, статья просто не заменима.

    Ответить
    1. Andron1984:

      Спасибо!

      Ответить
  3. Борис:

    Только путем изучения инженерии можно разобраться в этих моментах, помнится, когда только пришел на первый курс, для меня все было лесом, сейчас же каждая деталь и обозначение несет свою информацию.

    Ответить
    1. Andron1984:

      Знакомо это чувству)

      Ответить
  4. Игорь:

    Когда я впервые увидел простейший чертеж, то подумал, что никто не смогу научиться их читать. В итоге, после целого года обучения по специальности, я смог действительно быстро и без проблем читать абсолютно любой чертеж. Выходит, что этому всё же можно научиться.

    Ответить
    1. Andron1984:

      Научиться можно всему)))) Если захотеть

      Ответить
  5. Олег:

    Я помню всегда прогуливал пары машиностроения в колледже, а когда столкнулся с чертежами на работе, то вспомнил и пожалел о том, что не ходил. Разобраться в них не так уж сложно в итоге оказалось, но всё равно потребовалось много времени на изучение обозначений.

    Ответить
  6. максим:

    Всегда занимаясь чертежами главное понять основу и конструкторскую документацию, а потом любой чертеж начинаешь видеть по другому. Замечаешь ошибки и структуру линии построения.

    Ответить
  7. Евнения:

    Я по специальности инженер, химик-инженер, я для меня неожиданностью стало то, что в университете почти все 5 лет мы чертили, разбирали детали машин и прочее. Сейчас работаю в химической лаборатории и стоит заметить, что иногда приходится заглядывать в паспорт к прибору и касаться чертежей. Так что обучение было не зря, а ваш пост очень информативен. Многое вспомнила.

    Ответить
  8. Данил:

    Вначале слегка не понятно, как чертить , но со временем становиться легче, постепенно ты начинаешь вникать в это. Главное это всё изучать и чертить тщательно, иначе потратишь намного больше времени.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама
Реклама